Конечно, нельзя сказать, что у Тома Шадьяка, да и у авторов сценария диптиха «Всемогущий» совсем уж отсутствует чувство юмора. Но, к сожалению, юмор картины далеко не первой свежести, и прежде всего потому, что создатели фильма не дали себе труда пройти весь путь киносозидания: имея удачный замысел, они не придумали ничего экстраординарного для его воплощения, а пошли по хорошо знакомой, протоптанной дорожке отработанных шуток и сюжетных ходов.
Добровольно отказавшись от поиска и риска, авторы создали мир, который, увы, не блещет новизной. Складывается впечатление, будто всё, что используется в фильме, было придумано и запечатлено на киноплёнке в первые семь дней (читай 100 лет) сотворения киномира, а Шадьяк с коллегами словно оказались у кинокамеры на «второй неделе» существования целлулоидной вселенной, а, следовательно, зачем изобретать велосипед, если и так можно худо-бедно ехать вперед — за деньгами преданной кинопаствы.
Не сосчитать героев, которые попадали молотком по пальцу вместо гвоздя, а скольких бедняг всякие палки, швабры, грабли «неожиданно» били в пах… И птицы, появляясь в кадре, тысячи раз оставляли свою «приносящую счастье» метку на одежде и автомобиле бедолаги. Что касается отношений в семье, то как-то уже нет сил расстраиваться, когда американский папа в очередной раз так и не находит времени, чтобы пойти с сыновьями в обещанный воскресный поход. (Бывают варианты: отец не приходит на субботний матч по бейсболу между школьными командами или не появляется на важном для отпрыска докладе об Аврааме Линкольне).
Эти три вселенские трагедии так часто муссируются в американском кино, что это давным-давно никого ни капельки не трогает; даже начинаешь сомневаться в том, действительно ли американские подростки играют в бейсбол, ходят в походы и знают Авраама Линкольна.
Теперь, правда, «звёздно-полосатые» школьники с уверенностью смогут сказать, что Линкольн — не только «президент с доллара», но и человек, как две капли воды похожий на Стива Карелла с бородой: так утверждали коллеги по партии Эвана Бакстера (и это была, возможно, одна из редких смешных шуток, «специально придуманных» для фильма).
Вообще, явное нежелание авторов придумывать что-то новое и хоть чем-то неожиданным наполнить историю взаимоотношений конгрессмена Бакстера с Богом может вызвать в душе зрителя разочарование, граничащее с негодованием.
Стремление кинематографистов, взяв из «Брюса Всемогущего» всё лучшее, особо не мучаясь над сочинением интересных сюжетных ходов или комедийных сцен и гэгов, создать при этом якобы совершенно новый продукт, кажется затеей весьма самонадеянной. Остался Фриман в божественно белой одежде, произносящий ироничные, исполненные глубокого смысла реплики. Остался сам сценарный ход — введение в обыденную жизнь высшей силы: в данном случае героя, правда, особыми божественными возможностями не наделили, но зато поселили в библейский сюжет.
Повторяются даже шутки: Брюс веселился, поднимая порывом ветра юбки у девушек и переодевая манекенов под песню «I’ve got the power», а в «Эване» все пляшут под «Everybody dance now». Брюсу Господь являлся в разных обличьях (то уборщик, то Бог, «по воде ходящий»); и перед Эваном Бакстером Бог Фриман — то водитель, то пешеход… Не в пользу Эвана и сравнение шуток «с дрессировкой»: в своё время Брюс весьма изобретательно приучал своего пса ходить в туалет на улице. А Эван только и добился того, чтобы слоны подавали ему брёвна, а обезьяна пила воду, держа чашку в лапе. Уж с таким-то количеством зверей, как в Ковчеге, можно было как-то разнообразнее использовать «звериную комедийную палитру».
К слову, из Библии тоже взято «всё лучшее»: ковчег, «мейд ин юэсэй» из самых качественных пород древесины, разнообразные зверушки, седовласый Ной, на которого возложена не только миссия спасения всего живого — теперь из Ставки получено задание побороть коррупцию в Конгрессе США (тут уж без Божьей «фриманской» помощи не обойдёшься!)
В нашем мире, где кино и телевидение давно стали главными источниками информации из любой области знаний, важно, чтобы школьники, которые, вдохновившись фильмом, будут готовить доклад о Ное и его диких и домашних питомцах, не сказали бы, что настоящий Ноев ковчег остановился у стен Капитолия…
Нет в фильме, как оказалось, главного — Джима Керри. И жаль при этом Стива Карелла, чья единственная проблема в том, что сценаристы и режиссёр работали над фильмом так, будто главную роль в нём по-прежнему исполняет Джим Керри с его сверхъестественно-подвижным лицом и гуттаперчевым телом. Совершенно очевидно, что стиль острого пластического гротеска, которым отмечена игра Керри — неотъемлемая часть индивидуальности неповторимого комика. Кареллу этот стиль не дается: его лицу не хватает пластичности, движениям — угловатой плавности и стремительности. Комическое дарование актёра не вызывает сомнений, но для него иначе нужно было выписывать сцены и ситуации в фильме. Режиссёру следовало бы выстроить персонаж Эвана в соответствии с возможностями и способностями именно Карелла, а не заставлять его работать «под Керри», что у Стива получилось не очень убедительно.
Но в том нет вины Карелла — он не может играть, «как Керри». Скорее, виноват режиссёр — он не смог помочь яркой комедийной индивидуальности и психофизике актёра проявиться в полной мере. Так что пришлось исполнителю буквально «бороться» с не очень смешным материалом: Карелл оказался в непростой ситуации, когда ему нужно было смешно играть несмешные сцены, а это ох как нелегко, особенно если ты должен использовать акцентированную мимику и пластику, которые не являются для тебя чем-то органичным и естественным.
А если ещё попутно приходится решать проблемы с женой и тремя детьми, обмениваясь набившими оскомину от слишком частого использования в кино репликами: «Я хочу, чтобы мы стали ближе друг другу» и «…Мы — семья, и всё должны переживать вместе, бок о бок…», то жизнь Эвана Бакстера может показаться совсем безрадостной, а жизнь Стива Карелла — и того горше: тяжело ведь играть то, что даже клише назвать уже язык не поворачивается…
Но ведь, как сказал бы Морган Бог Фриман: «Если ты молишь Бога о славе и карьере в большом кино, Господь не даёт тебе хорошую роль, он лишь даёт тебе шанс сыграть в комедии с бюджетом блокбастера, например, в «Эване Всемогущем»… Любите кино.
|